Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В данной работе мы рассмотрим этот аспект использования русского языка, который называется нормой употребления слов. Это не редкость в современном обществе, в повседневной жизни, со страниц книг и журналов, других средств общения можно проследить способы употребления слов, типичные ошибки, стилевую и речевую грамотность.
Эти словесные ошибки встречаются не только в повседневной жизни, где они не имеют большого значения, но и в нормативных правовых документах, законах и постановлениях. Неточность в формулировках таких документов имеет серьезные последствия. Например, неправильная формулировка статьи Налогового кодекса делает невозможным ее юридическое исполнение.
Повышая уровень нашей культуры, соблюдая правильное построение предложений и правильное употребление слов, мы делаем наш язык более богатым и выразительным.
Так в чем же правильность языка? Правильность языка - это качество языка, заключающееся в соответствии его звучания (орфографии), его лексической и грамматической структуры литературным нормам, принятым в языке. Корректность - это основное качество языка, которое язык обеспечивает для других, более сложных свойств, таких как выразительность, богатство и последовательность.
Цель исследования состоит в том,что необходимо раскрыть понятие стандартов на русском языке, выявить их источники, выявить и проанализировать наиболее распространенные ошибки.
Объект исследования - ошибки в словоупотреблении
Предмет исследования - приемы исправления ошибок в словоупотреблении
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть и проанализировать типичные ошибки в словоупотреблении;
2. Дать определение нормам словоупотребления;
3. Выявить приемы исправления типичных ошибок в словоупотреблении
Структура работы: курсовая работа состоит из двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1.Нормы словоупотребления
Одним из важнейших условий культуры речи является соблюдение норм литературного языка, в том числе лексических.
Во-первых, норму словоупотребления можно определить как использование в речи (устной и письменной) только тех слов и устойчивых словосочетаний, которые являются частью литературного языка. Отклонение от нормы в данном случае заключается в немотивированном использовании нелитературной лексики - диалектизмов, жаргона и просторечия.
Во-вторых, норму словоупотребления можно определить как соответствие слов и фразеологизмов, употребляемых в речи, стандартным, общепринятым единицам, зафиксированным в словарях.
Многочисленные и разнообразные отклонения от нормы, классифицируемые как несоответствие слова справочной единице словаря, часто приводят к нарушению требований, столь же важных для языка говорящего, как его понятность и точность.
Точность как признак речевой культуры определяется умением ясно и ясно мыслить, знанием предмета речи и законов русского языка2. Правильность речи чаще всего связана с правильностью употребления слов, правильным употреблением многозначных слов, омонимов, паронимов, иностранных слов, терминов.
При выборе лексических средств необходимо учитывать следующие факторы: значение слова, его многозначность, сочетание с другими словами, эмоционально-выразительная окраска, стилистические особенности, сфера использования.
Несоблюдение основных критериев выбора лексических средств приводит к ошибкам в употреблении слов. Выделим наиболее типичные из них3:
использование слов в необычном смысле;
двусмысленность, не устраненная контекстом, порождающая неоднозначность;
плеоназмы и тавтология, смешение паронимов; ошибки, связанные с сочетанием слов.
Самый распространенный тип лексической ошибки - это использование слова с необычным значением. Незнание точного значения конкретного слова связано с таким типом лексической ошибки, как смесь паронимов, то есть слов, похожих по звучанию, но различающихся по значению.
Смешение паронимов в речи наблюдается постоянно. Наиболее часто смешиваемыми паронимами, как показывает практика являются: представить / предоставить; надеть / одеть; невежда / невежа; обоснован / основан; встать / стать; оградить / огородить и ряд других. Неправильно говорить, например, проистекают процессы (проистекать означает возни¬кать, появляться из чего-либо), представить слово (правильно: предоста¬вить слово). Глагол предоставить означает «дать возможность воспользо¬ваться чем-либо» ~ «предоставить квартиру, отпуск, кредит», а глагол пред-ставить имеет значение «передать, дать, предъявить что-либо, кому-либо - отчет, справку, факты».
Слияние паронимов весьма типичная ошибка для сочинений школьников (нестерпимое – нетерпимое положение, дождливая погода – дождевая туча, хищное истребление – хищническое истребление, эффективные меры – эффектные меры). В качестве примеров приведем выдержки из письменных работ школьников: Попрошу огородить меня от оскорблений! (вместо: оградить) !
Дети, одевайте пальто и выходите во двор! (вместо: надевайте; ошибка заключается в неправильном согласовании: одеть кого-либо, но надеть что-либо) !
Непонятно, на чем обосновано Ваше обвинение! (вместо: основано) !\
Ошибочное употребление словарных паронимов, «как правило, не осознается и не исправляется говорящим», т.е. воспринимается как должное, а паронимические оговорки, и здесь мы абсолютно согласны с мнением С.П. Петруниной, имеют «непреднамеренный, случайный характер, обычно осознаваемы говорящим и исправляются им».
Для уточнения лексических норм современного литературного языка рекомендуется использовать специальную справочную литературу: толковые словари, словари паронимов, иностранных слов.
Другой тип лексической ошибки - плеоназм. Плеоназмом называют создание повторяющихся комбинаций, в которых одно из слов оказывается лишним, поскольку его внутреннее значение уже выражено другим словом.
Примером плеоназма могут служить такие обороты, как патриот Родины (патриот - это и есть человек, который любит свою Родину), толпа людей (из кого еще может состоять толпа?); ян¬варь месяц (январь - само по себе название месяца), возвращаться обратно, главная суть, ценные сокровища.
Крайний случай плеоназма - тавтология, т.е. буквально - повторение одного и того же: своя автобио¬графия, всевозможные возможности, значительное по значению сообщение, поддержка наибольшим большинством, свободная вакансия, это явление яв¬ляется, возобновить вновь. Тавтология относится к числу наиболее грубых ошибок словоупотребления и свидетельствует об отсутствии должного вни¬мания к собственной речи.
Как видите, роль плеоназма и его разновидности - тавтологии - в русском языке неоднозначна. Избыточность речи явно неуместна в нормальной речевой ситуации и считается серьезной речевой ошибкой. Но сознательное использование повторения сходных по значению и одинаковых исходных слов в качестве стилистической меры в художественном тексте вполне допустимо.